Дизайн интерьера

Этнический дизайн

Тем, кто побывал антикварном салоне, наверняка запомнилась экспозиционная площадка с ориентальной мебелью. Потёртые персидские ковры, низкие стулья с тростниковой плетёнкой сиденья, индийские фарфоровые слоны, китайские буфеты… Всё это разнообразие легко объединялось иной, экзотической стилистикой. И, странное дело, выглядело куда более цельным, чем тщательно подобранные гостиные в духе Арт Деко или ампирные кабинеты других экспозиций.

Чужая культура всегда кажется таинственно привлекательной. Иные декорации, иные краски словно дают возможность проникнуться духом другой цивилизации. И нам при этом, как правило, не важно, насколько стилистически едино это пространство. Так, как не важно это было в китайском стиле европейского рококо. Наверняка любой интерьер шинуазри с его мешаниной фарфора, лаковых панно и мебели различных эпох привёл бы в ужас китайца, строго чтившего традиции. А история интерьера даёт нам примеры куда более удивительных этнических откровений. В классическом доме XIX века довольно часто можно было обнаружить столовую или гостиную, считающейся «египетской» на том основании, что фриз её был украшен рельефными фигурами сфинксов.

Чужая культура привлекательна, но особенно привлекательна оказывается культура недосягаемых, умерших цивилизаций. Так, вдохновением арт деко стали искусство Древнего Египта и племени Майя. Женщины тогда щеголяли в брилиантово-рубиновых колье и браслетах с фигурами животных и богов, заимствованных из фресок египетских гробниц. Мотивы египетских папирусов украшали двери лифтов, а экзотические формы головных уборов майя декорировали фасады небоскрёбов.

Что ж, нам нравится всё необычное. С этим ничего нельзя поделать. И тогда, создавая этнический интерьер, дизайнер (а им можете быть и Вы) исходит, как правило, из очень ярких символов какой-то культуры. Это должны быть узнаваемые коды, как сфинкс для Египта или каноэ и деревянные маски для африканских племён. И тогда наш американский, «настоящий» техасский интерьер может быть украшен коллекцией ковбойских сапог, расставленных на каминной полке. А собрание кактусов всех мастей может служить отличным дополнением к мексиканской версии этнического интерьера. Можно догадаться, что «русский» интерьер какого-нибудь бразильского или японского любителя Достоевского и Чехова будет наполнен матрёшками, хохломой и балалайками. Ничего удивительного — это узнаваемые коды нашей этнической культуры.

И всё же… Мы покупаем китайские колокольчики, радуемся расписному, привезённому друзьями из Индии, слону, не можем расстаться с ещё дедушкиным сомбреро. И велика вероятность, что из всех этих сокровищ составится когда-нибудь ещё один этнический интерьер.