Дороги Украины

Конструкции песчаных оснований (подстилающих слоев)

Песчаные основания, впервые примененные более 100 лет назад русскими дорожниками, получили в последующем широкое распространение. Эти основания увеличивают прочность дорожных одежд при экономии каменного материала, равномерно распределяют давление на подстилающие грунтовые основания и являются вместе с тем эффективным дренирующим слоем. Для отвода воды из песчаных оснований с конца XIX в. начали применять дренажные воронки, широко вошедшие в практику дорожного строительства. Устройство корыта с дренажными воронками и песчаным основанием на дорогах загородного типа до последнего времени являлось наиболее распространенным конструктивным решением. При преимущественно гужевом движении эта конструкция себя оправдывала, так как очистки дорог от снега не требовалось, а слой снега на обочинах предохранял воронки от сильного промерзания, весной они, быстро оттаивая, дренировали избыточную влагу из песчаного слоя. Быстрое развитие в период пятилеток отечественного автомобилестроения, а с ним и резкий рост автомобильного движения во все периоды года привели к необходимости очистки дорог от снега. Очистка от снега значительно повышает промерзаемость земляного полотна и изменяет условия работы дорожных одежд.

В теле земляного полотна наблюдается рост величины температурных градиентов, а это приводит к усиленному притоку воды из нижележащих слоев грунта в верхнюю часть полотна и в песчаное основание, где эта вода замерзает, а неблагоприятных грунтовых условиях вызывает пучины.