Дороги Украины

Нефтяные асфальтовые битумы

Построенные опытные участки облегченных покрытий и асфальтобетона оказались, однако, в общем хуже с нормальными битумами. Следует иметь в виду, что битумы из парафпнистых нефтей не во всех случаях дают удовлетворительные результаты и при их лабораторных испытаниях. В ряде случаев такие битумы дают без соответственной переработки очень низкую тягучесть, сильно понижают свои свойства при термической обработке, а также затвердевают при сравнительно высоких температурах. Результаты испытания па сжатие и на сопротивление ударам показывают, что при высоких и особенно низких температурах качество значительно ниже, чем других сортов битума. Ввиду этого применение парафинистых битумов следует считать допустимым только при испытании битумов на температуру затвердевания и при испытании их в смеси с каменными материалами при низких и высоких температурах. Как правило, приходится применять при более низкой консистенции. Получение битумов разной степени жесткости достигается или соответственной их обработкой (отгонка, окисление) или путем смешения двух сортов битума (жесткого и мягкого) в разных пропорциях. Природные битумы встречаются или в виде залежей в смеси с глиняными и другими примесями (например, вулканическим пеплом) или в виде горных пород и песков, пропитанных битумом. В асфальтовых породах битумы обычно содержатся в сравнительно небольшом количестве (G-18%). Асфальтовые битумы первого типа, а также битумы, пропитывающие известняки и доломиты, часто применяются в смеси с пропитанной породой в виде так называемой мастики или асфальтового порошка. Извлечение битумов из песчаников и песков производится или вываркой в воде, или более совершенным способом — посредством экстрагирования летучими растворителями (сероуглерод, четыре хлористый углерод, треххлористый этилен).

В обоих случаях извлеченный битум сгущается при помощи его отгонки паром. Они могут применяться как для дорог грунтовых, так и щебеночных и даже как самостоятельное покрытие но типу асфальта в США. Следует только иметь в виду, что одновременно с ценным битумным материалом приходится перевозить до 85-90% песка.