Проектирование зданий и домов

Планировочные схемы школ

Однако этот круг требований усложнялся многообразием дополнительных условий, вызванных градостроительными требованиями серийного проектирования, типизацией и унификацией как отдельных элементов конструкций, так и целых элементов (секций) здания. Это обусловило необходимость создания новых планировочных схем школьных зданий. Наиболее часто применявшиеся в типовом проектировании планировочные схемы школ предусматривали возможность использования одного и того же проекта с некоторой перепланировкой вестибюльной части здания для двух противоположных ориентации — южной и северной е расположением главного входа на юг или север. По таким схемам разработаны проекты Гипрогражданпромстроем (архитектор Ведерников), Академией строительства и архитектуры СССР (архитектор Наумов), Министерством просвещения РСФСР (архитектор Вавировский) и др. Следует отметить, что схемы плана, построенные по этому принципу, исключают возможность размещения гимнастического зала в первом этаже центральной части здания. К их недостаткам следует также отнести разобщенность помещений первого этажа вследствие размещения вестибюля, занимающего всю ширину корпуса, в центре здания и отсутствие взаимозаменяемости отдельных помещений и элементов плана (лестницы, классы, уборные), что ограничивает вариабельность проекта с точки зрения градостроительных требований.

Обычно такие схемы не членились на секции, в которых могли бы группироваться помещения отдельными комплексами, и потому не могли служить основой для создания серии типовых проектов. Добиваясь наибольшей вариабельности проектов общеобразовательных школ, Гипроград в основу разработанной им структуры плана школьного здания положил секционный принцип композиции. Отдельные помещения и элементы плана (классы, лестницы, уборные, коридоры), единые по габаритам и кратные модульной сетке, компонуются в самостоятельные секции, различное взаиморасположение которых позволяет запроектировать законченную серию проектов.