В практике строительства и эксплуатации линии Карталы — Акмолинск отмечена непригодность грунтов с гораздо меньшим содержанием растворимых солей. В то же время содержание солей более 5% в обследованных при изысканиях грунтах почти не встречалось. В нашем представлении, значение присутствия растворимых солей заключается не столько в том, что при выщелачивании этих соединений происходит образование в грунте той или иной пустоты, имеющее следствием осадку, а в том, что при этом в теле насыпи образуются электролиты, содержащие ионы Na и К, которые, воздействуя на грунт, ухудшают его строительные свойства. Следовательно, оценка пригодности грунта в зависимости от его химического состава должна исходить не только из суммарного определения количества растворимых солей, но и от их состава и от того, как этот состав солей в растворенном (ионизированном) состоянии воздействует на грунт. Это приводит нас к необходимости изучения поглощающего комплекса и состава обменных оснований грунтов, предназначаемых для отсыпки насыпей, в тех случаях, когда мы имеем дело с засоленными грунтами. Значение минералогического состава грунта также очевидно. В смысле оценки степени пригодности грунта как материала для насыпей наибольший интерес представляют глинистые минералы. Существенное значение, например, как известно, имеет принадлежность глинистых минералов к группе каолинита или группе монтмориллонита. Глинистые минералы группы монтмориллонита обладают большой гидрофильностью, набуханием, и в общей оценке монтмориллонитовые глины будут менее благоприятными для использования в качестве материала для насыпей. В пылеватых разностях присутствие группы монтмориллонита, наоборот, повышает пластичность грунта и улучшает его строительные свойства.
Related Articles
Современные требования к земляному полотну железных дорог
«Технические указания по сооружению железнодорожного земляного полотна», введенные в действие в августе 1946 г., предъявляют к земляному полотну как инженерному сооружению следующие основные требования: а) прочности и устойчивости, т. е. неизменяемости формы под действием нагрузок, атмосферных и других факторов; б) минимальной стоимости сооружения при постройке и эксплуатации с обеспечением
Изменение условий работы земляного полотна
Дорожники мало обращают внимания на микроклимат и микропогоду, а между тем повышение температуры на один градус Цельсия имеет огромное влияние. Мы должны учесть те достижения, что имеет в этом отношении наше сельское хозяйство, изучение микроклимата и микропогоды позволило выращивать там, где это казалось невозможным. Изучение микроклимата и микропогоды в районе конкретного земляного участка поможет нам […]
Сведения о гидромеханизации земляных работ
В некоторых определенных условиях для устройства земляного полотна железных и автомобильных промышленных дорог и на работах по вскрыше и разработке карьеров с большим экономическим эффектом может быть использован гидромеханический способ разработки и транспортирования грунтов, а также комбинация механизированной разработки с гидротранспортом. Гидромеханизации поддаются все. наносные породы грунтов, супеси, суглинки и даже