Дороги Украины

Способ гидромеханизации земляных работ

Следует учесть, что влажность грунта в его естественном, залегании, как правило, бывает близка к оптимальной. Поэтому уплотнение следует производить немедленно вслед за отсыпкой грунта, не давая ему пересохнуть в жару или переувлажниться при выпадении дождей. Придание насыпям надлежащей плотности может достигаться транспортными средствами (автомобилями, тракторами, скреперами) в процессе возведения ими насыпей, или специальными уплотняющими машинами. При возке грунта по насыпи автомобилями с правильной, регулировкой их движения по всей площади насыпи, при равномерной отсыпке грунта и разравнивании его бульдозерами слоями толщиной 10-15 см от трех-четырех проходов машины по одному месту может получиться вполне достаточное уплотнение грунта. При возке грунта поездами широкой или узкой колеи, при локомотивной тяге получается достаточное уплотнение насыпей при последовательном перемещении рельсовых путей по всей ширине насыпи и послойном разравнивании грунта отвалами на рельсовом ходу или бульдозерами. Толщина слоев отсыпки для суглинков и глин должна назначаться при этом в пределах 0,5-0,7 м, супесков и растительных грунтов-0,7-1,0 м, песков, гравийно-песчаных и щебенистых грунтов-1,0-1,5 м. При перемещении грунтов скреперами, гусеницами трактора и баллонами скрепера производится уплотнение грунта, которое может оказаться достаточным при трех-четырех проходках по одному месту при слоях отсыпки толщиной 0,2-0,3 м и равномерном распределении проходов тракторов по ширине насыпи.