Дороги Украины

Теплоизолирующий слой

Теплоизолирующий слой не только ограничивает глубину промерзания, но и изменяет температурный режим самого покрытия. Вследствие этого зимой оно холоднее, а летом, наоборот, теплее внешней среды. Это может создать благоприятные условия для образования гололеда. Однако в длительные периоды с отрицательными температурами наружного воздуха теплоизолирующий слой не оказывает влияния на образование гололеда, так как в этих условиях температура дорожных покрытий бывает обычно ниже температуры их замерзания. При оттепелях, если теплоизолирующий слой из пенопласта находится на глубине не менее 35-40 см от поверхности, а из легких материалов (стиропорбетон, битумокерамзит) не менее 25 см, гололед появляется не чаще, чем на покрытиях с обычной дорожной одеждой. Лучшими теплоизоляторами в настоящее время являются жесткие пенопласты. Они имеют замкнутопористую структуру и практически не изменяют своего объема при промерзании в увлажненном состоянии, хорошо переносят морозные воздействия и вполне удовлетворительно сопротивляются растягивающим напряжениям.

Другим хорошим материалом для теплоизолирующего слоя является стиропорбетон на вспученных гранулах полистирола. Однако из-за дефицитности гранул полистирола и плит жестких пенопластов в ближайшем будущем трудно ожидать их широкого применения в дорожном строительстве. Такие распространенные теплоизоляционные материалы, как перлит, вермикулит, керамзит, аглопорит и различные шлаки обладают большим водопоглощением, что обусловливает высокую технологическую и эксплуатационную влажность теплоизолирующих слоев из этих материалов, приводящую к потере их теплозащитных свойств. В то же время на химкомбинатах скапливается значительное количество отходов, получаемых при изготовлении плит и изделий из жесткого пенопласта. Отходы пенопластов представляют собой рейки, бруски и обрезки неправильной формы, поэтому использовать их в виде штучных изделий не представляется возможным. Приведенные в МАДИ исследования показали, что отходы жестких пенопластов после их измельчения до Размеров 5-30 мм являются эффективным заполнителем для приготовления легкого бетона, применяемого в качестве теплоизолирующего слоя дорожных одежд.