Эксперименты показывают, что так называемые нежесткие дорожные одежды (асфальтовый бетон, облегченные усовершенствованные покрытия с применением органических вяжущих) очень различно отзываются на деформации в зависимости от изменения температуры. Допускаемые относительные удлинения меняются при этом в десять и более раз. Для асфальтовых покрытий, например, при отрицательных температурах допустимы относительные удлинения только в тысячных, а при положительных — в сотых; для облегченных усовершенствованных покрытий — соответственно в сотых и десятых. Цементобетонные покрытия при всех температурах выдерживают относительные удлинения только порядка десятитысячных. Таким образом, наиболее усовершенствованные дорожные покрытия — цементобетонные и асфальтобетонные — предъявляют особо высокие требования к недеформируемости земляного полотна по сезонам и к его неподатливости (жесткости) при нагрузках в наиболее увлажненный период года. Подсчеты показывают, что при разности поднятия зимой соседних точек на 5 см на расстоянии 2 м можно ожидать относительных удлинений в асфальтобетоне порядка сотых и только при подъеме соседних точек не более чем на 1 см относительные удлинения получаются менее тысячной, вследствие чего трещины в асфальтобетоне от этой причины не возникают Небольшие деформации допустимы и для цементобетона. При весеннем увлажнении, как показывают многочисленные эксперименты, максимальная вертикальная деформация под тяжелым колесом также не должна превосходить 1 см. Кроме того, поверхность любого покрытия не должна на протяжении 3 м иметь неровности выше 0.5 см; это необходимо, чтобы обеспечить достаточную скорость автомобилей. Нарушение первого условия приводит к образованию продольных и поперечных трещин и к несоблюдению второго условия на протяжении всего года или его части (в случае морозного взбугривания). Отсутствие достаточной жесткости земляного полотна излишне удорожает конструкцию дорожной одежды.
Related Articles
Вал препятствующий движению транспортных средств
Степень натяжения пружины фиксатора устанавливают в зависимости от состояния дорожного покрытия и свойств уплотненного снега, который скалывается машиной. В том случае, если дорожное покрытие имеет значительные неровности, которые могут встретиться на пути ножей, машину рассчитывают на скалывание уплотненного снега. При этом натяжение пружины фиксатора уменьшают для обеспечения работы предохранительного устройства при встрече ножей с неровностями […]
Гранулометрические классификации
Для автомобильных дорог специфично наличие на них твердой одежды, изолирующей земляное полотно с поверхности и ограничивающей режимный обмен внутренних частей полотна с атмосферой. Полотно автомобильных дорог отличается также значительной шириной, сообщающей ему большую инерцию по отношению к внешним режимным
Нарезка швов в затвердевшем бетоне
Продольные швы, значительно меньше влияющие на ездовые качества покрытия и его срок службы, с появлением высокопроизводительных безрельсовых бетоноукладчиков часто устраивают свежеуложенном бетоне. В этом случае специальный рабочий орган, аналогичный рабочему органу машины ДНШС-60, устанавливают на раме бетоноукладчика.