Направление солнечных лучей и положение солнца на небесном своде, которыми определяются условия инсоляции, характеризуются азимутом и высотою солнца. Пользуясь соотношениями, можно для любого часа суток и для точек на поверхности земного шара при заданной широте точки найти величины. Так, например, Л. А. Братцев в труде «Горные дороги» отмечает, что по его наблюдениям на Памирском тракте на отметке 4000 м над уровнем моря тепловой режим противоположных откосов характеризовался следующими данными: 10 сентября в 15 часов при температуре воздуха + 15° термометр, положенный на откос выемки, обращенный к югу, показал 41°, а на противоположной стороне +3°, т. е. примерно в 14 раз менее; при устройстве шурфов на откосах выемки вечная мерзлота обнаружена лишь на откосе, обращенном к северу, на глубине 0.7 м. По расчетам, методология которых устанавливается в последующей части доклада, оказалось, что отношение количества аккумулируемой грунтами тепловой солнечной энергии на противоположных откосах полуторной крутизны (угол откоса с горизонтом 33°4016″,8) одинаково при высоте солнца 0 (т. е. при восходе и закате солнца равно единице), равно 2.5 при высоте солнца 17° над горизонтом и 14.0 при высоте 30°. Склонение солнца в этот момент можно определить по данным астрономических таблиц. Для облегчения вычислений по приведенным соотношениям проф К. А. Цветков предложил ввести вспомогательный угол Л; при введении такого угла более удобно производить вычисления, так как для выполнения последних могут быть применены логарифмические таблицы. Покажем путь соответствующего преобразования соотношений. Соотношения дают возможность сравнительно быстро выполнить вычисления для последовательного определения величин по значениям при помощи таблиц логарифмов (склонение солнца 8 для точки М при заданной широте в любой день года можно найти из астрономических таблиц).
Related Articles
Специфические особенности движения транспорта
В США считают, что через некоторое время после открытия движения по новой дороге, когда водители уже привыкнут к ее особенностям, проектные организации обязаны проводить наблюдения за скоростями и траекториями движения, чтобы оценить эффективность осуществленных проектных решений, степень удовлетворения ими требований движения.
Струнобетонные шпалы и полушпалы
Струнобетонные шпалы и полушпалы имеют предварительно напряженную арматуру в виде холоднотянутой высокопрочной проволоки. В местах прикрепления рельсов шпалы имеют утолщение. Прикрепление рельсов осуществляется костылями, забиваемыми во вкладыши, из бука, березы или дуба, которые пропитываются креозотом и закладываются в бетон при бетонировании. Железобетонные шпалы без предварительного напряжения арматуры разрешается
Самовозгорание пыли
Основные причины взрыва пыли: наличие открытого огня во взрывоопасной смеси пыли с воздухом (аэрозоль)-неисправности освещений, короткое замыкание электротоков, сварочные работы, курение и т. д.; самовозгорание пыли, отлагающейся на перекрытиях, оборудовании, устройствах отопления и др.; загорание пыли в транспортных трубах пылеулавливания, особенно сушильных установок; производство слесарных работ с образованием искр в пыльных