Если раньше глубина промерзания (по оси дороги) составляла, например, в центральных районах в среднем 1.2 м, то в настоящее время она достигает 2 м. Значительное увеличение глубины промерзания и температурных градиентов связано с полным удалением снега с поверхности проезжей части и обочин и с применением усовершенствованных водонепроницаемых покрытий, а также углубленных дорожных канав и т. д. В связи с этим при ширине земляного полотна, предположим, 12 м температурный градиент в горизонтальной плоскости будет равен 10.5°. Между тем раньше, при сохранении снега на дороге и дорожных одеждах типа белых шоссе, значения температурного градиента составляли всего 1.6° Это объясняется тем, что вследствие усилившейся неравномерности распределения температурного поля земляного полотна водный и тепловой его режимы значительно ухудшились. Накопление же влаги, как известно, связано с действием отрицательных температур, проникающих в подстилающий грунт, причем с увеличением значения температурного градиента соответственно повышается и опасность образования пучин. Однако при очень быстром продвижении границы промерзания в теле земляного полотна влага вследствие уменьшения времени не успевает перераспределиться. Поэтому всегда в годы с сильными морозами, при отсутствии в первую половину зимнего периода снегового покрова, редко образуются пучины даже при «дружной» весне, когда подстилающий грунт оттаивает со значительной скоростью. Практика эксплуатации дорог показала, что опасность внешнего проявления процесса пучинообразования повышается, когда подстилающий грунт оттаивает быстро по оси дороги (со скоростью свыше 10 см/сутки) и значительно медленнее на обочинах (со скоростью всего 2-3 см/сутки).
Related Articles
Уплотнение земляного полотна
В современных условиях промышленного строительства одежды автомобильных дорог и верхнее строение железных дорог устраиваются, как правило, вслед за постройкой земляного полотна. Поэтому во избежание расстройства дорожных одежд, а в некоторых случаях и верхнего строения железных дорог грунт земляного полотна должен иметь такую плотность, которая предохранила бы земляное полотно от просадок. Для этой цели насыпи подвергаются […]
Нормы средней величины износа
Определение износа дорожных покрытий производится путем соответствующих измерений. Существует много методов измерения износа покрытий. Измерение износа асфальтобетонных, цементобетонных и усовершенствованных покрытий может производиться при помощи реперов, закладываемых в толщу покрытия, и износомера. Репер, закладываемый в толщу покрытия, представляет собой латунный стаканчик, дно которого и служит поверхностью, от которой производится
Задача архитектурного проектирования дороги
Если предположить, что общей задачей архитектурного проектирования дороги будет наибольшее приближение фактического объема зрительно охватываемого дорогой пространства к идеальному его объему, получаемому при соблюдении наиболее архитектурно выразительного соотношения размеров в поперечном профиле по правилу «золотого сечения», то для количественной сравнительной оценки качества архитектурных решений в каждом архитектурном бассейне можно будет ввести показатель объемности вида дороги