Это верно только для грунтов, находящихся вне сферы чередования замораживания и оттаивания. Грунты в верхней части земляного полотна не могут полностью сохранить структуру, приданную им при уплотнении, если только не удастся увеличить их сцепление настолько, что оно достигнет критического давления, при котором разбухание грунта сделается невозможным (для глинистых грунтов 0.65 кг/см2). Следует заметить, что чем более мы уплотним грунт земляного полотна, особенно если увеличим, кроме того, его связность введением цементирующих материалов, тем более вероятно, что он не будет разбухать. На этом, в частности, основано применение гигроскопических солей и стабилизирующих добавок в виде извести, цемента, битума или гидрофобизирующих присадок типа, например, абиетиновой кислоты, делающей грунты невосприимчивыми к воде. Указанные методы стабилизации связности грунта требуют, разумеется, дополнительных расходов, но при известных обстоятельствах они могут окупиться экономией на дорожной одежде, в частности из дорогих каменных материалов. Без применения стабилизирующих материалов уплотнение в большинстве практических случаев может гарантировать, при надлежащем его проведении, только отсутствие вредных остаточных деформаций. В настоящее время можно считать установленным, что уплотнение верхних слоев насыпи в пределах их промерзания и распространения давлений от тяжелых транспортных единиц до 0.90-0.95 от так называемого стандартного уплотнения устраняет опасные остаточные деформации усовершенствованных, облегченных и капитальных покрытий, но без принятия указанных мероприятий не гарантирует от разуплотнения при зимнем перераспределении влаги. Поэтому вторым весьма существенным фактором улучшения качества земляного полотна является регулирование водного и теплового режима, которое позволит максимально ограничить увлажнение верхних слоев земляного полотна.
Related Articles
Архитектурные качества дороги
Например, при часто применяемой на магистральных дорогах ширине проезжей части 7 м средняя высота архитектурно воспринимаемого пространства над дорогой должна быть около 4-4,5 м, а на автомагистрали с двумя проезжими частями, имеющими ширину вместе с разделительной полосой 18 м, — около 11 м. Кажущаяся трудность достичь такого соотношения устраняется путем подбора ширины всего расстояния между […]
Устранение продольного движения воды непосредственно в песчаном основании
При крупнозернистых или чистых среднезернистых песках и пылеватых подстилающих грунтах для фильтрующих обсыпок может применяться каменный материал размером 5-12 мм, причем чем большая плотность песка будет достигнута в период устройства основания и укладки трубчатых дрен, тем медленнее будет процесс
Снижение материалоемкости дорожного строительства
Интересен опыт Полтавского, Ворошиловградского, Черниговского и Сумского облавтодоров, внедривших ряд прогрессивных технологических решений строительства дорожных одежд из грунтов, укрепленных различными местными материалами, что позволило практически удвоить физические объемы устройства дорожных одежд без дополнительного расхода основных