Это верно только для грунтов, находящихся вне сферы чередования замораживания и оттаивания. Грунты в верхней части земляного полотна не могут полностью сохранить структуру, приданную им при уплотнении, если только не удастся увеличить их сцепление настолько, что оно достигнет критического давления, при котором разбухание грунта сделается невозможным (для глинистых грунтов 0.65 кг/см2). Следует заметить, что чем более мы уплотним грунт земляного полотна, особенно если увеличим, кроме того, его связность введением цементирующих материалов, тем более вероятно, что он не будет разбухать. На этом, в частности, основано применение гигроскопических солей и стабилизирующих добавок в виде извести, цемента, битума или гидрофобизирующих присадок типа, например, абиетиновой кислоты, делающей грунты невосприимчивыми к воде. Указанные методы стабилизации связности грунта требуют, разумеется, дополнительных расходов, но при известных обстоятельствах они могут окупиться экономией на дорожной одежде, в частности из дорогих каменных материалов. Без применения стабилизирующих материалов уплотнение в большинстве практических случаев может гарантировать, при надлежащем его проведении, только отсутствие вредных остаточных деформаций. В настоящее время можно считать установленным, что уплотнение верхних слоев насыпи в пределах их промерзания и распространения давлений от тяжелых транспортных единиц до 0.90-0.95 от так называемого стандартного уплотнения устраняет опасные остаточные деформации усовершенствованных, облегченных и капитальных покрытий, но без принятия указанных мероприятий не гарантирует от разуплотнения при зимнем перераспределении влаги. Поэтому вторым весьма существенным фактором улучшения качества земляного полотна является регулирование водного и теплового режима, которое позволит максимально ограничить увлажнение верхних слоев земляного полотна.
Related Articles
Технические требования к дорожному бетону и его компонентам
С этой целью обычно марку бетона по прочности на растяжение при изгибе для нижнего слоя двухслойных покрытий следует назначать на одну, максимум — две ступени ниже марки бетона для верхнего слоя. Для бетонных оснований под усовершенствованные (асфальтобетонные) покрытия применяют марки по пределу прочности
Интенсивная застройка участков
Такое уширение (при составлении проекта) несущественно влияет на стоимость полотна при современной механизации земляных работ, а уширение его на несколько метров потребует незначительного увеличения полосы отвода. Уместно выставить требование об увеличении ширины полосы отвода магистральных дорог на выходных участках крупных и быстрорастущих городов, с повышением их категории по нормам геометрических элементов. Интенсивная
Условия местности
Протяжение участков (преимущественно с тяжелым движением), на которых в весенний период вновь наблюдаются пучины, за последние 10-12 лет, в связи с резким возрастанием грузового автомобильного движения, значительно увеличилось и составляет для центральных районов Европейской части в среднем 4% в год от общей длины автомобильных дорог (с твердым покрытием). Перестройка таких участков требует дополнительных